Кафедра технологии и комплексной механизации разработки торфяных месторождений

Тверской государственный технический университет

Факультет природопользования и инженерной экологии

Торфяная промышленность.

История развития, продукция, предприятия

История создания и развития

Состав кафедры

Учебная деятельность

 

Научная деятельность

§ Описание отрасли

Студентам

Гостевая книга

Торф - это...

§ Из истории развития торфяной промышленности

Выпускаемая продукция

Предприятия отрасли

Проблемы и перспективы развития

 

Использование торфяных болот на современной территории России началось с древнейших времен. О нем упоминается в карело-финском эпосе «Калевала». Содержание девятой руны (песни) эпоса позволяет утверждать, что уже в то время на территории Карелии велась добыча болотной руды для выплавки железа и изготовления из него таких предметов, как топоры и копья.

Академик Б.А. Рыбаков, изучая историю ремесел Древней Руси, отмечает, что все восточнославянские племена, все позднейшие русские княжества были расположены в зоне рудных месторождений - болот; русские кузнецы почти повсеместно были обеспечены сырьем. В некоторых районах Белоруссии и Северо-Запада России болотную руду использовали в металлургической промышленности до XVIII в.

Изучение болот и торфяного дела на Руси началось во времена Петра I. Совершая поездку в составе Великого посольства в 1697-1698 гг. по странам Европы, Петр I в Голландии изучал горное дело, в том числе и добычу торфа. Вернувшись в Россию, он организовал работу по добыче торфа в районе г. Воронеж, а в последующие годы уделял внимание использованию торфа в стране.

Изучением природных богатств России занималась Академия наук, которая начала функционировать с 1725 г. С целью описания Российского государства и выявления его богатств Академия наук снаряжала специальные научные экспедиции. В последние годы своей разносторонней научной деятельности М. В. Ломоносов много писал о естественных богатствах России. Деятельность первых русских академиков XVIII в. в области изучения и пропаганды торфа тесно совпала с работой Вольного Экономического Общества (ВЭО), основанного в Петербурге в 1765 г. К проблемам, интересовавшим российскую общественность, относились использование болот и добыча торфа. Первой работой, обобщающей все передовое в области науки и практики торфодобывания того времени, стала книга академика И.Г. Лемана «О турфе и о пережигании оного в уголье» (1766 г.).

Возрастание числа промышленных предприятий обострило топливные проблемы. Требовалось местное топливо, заменяющее дрова, так как леса вокруг промышленных предприятий центральной части России были практически истреблены. Таким топливом оказался торф. В 1782 г. правительством был издан указ, согласно которому каждый землевладелец мог добывать и перерабатывать имеющиеся на его территории полезные ископаемые. 

Историко-техническим анализом способов добычи торфа, применяемых в то время, установлен переход от ручных операций к использованию простейших механизмов: черпательных устройств, формованных рам, резательных механизмов (для резки торфа как над, так и под водой). Транспортировали торф на лошадях и водным путем - по каналам, рекам и озерам.

В XVIII в. начинают применять различные приемы, обеспечивающие интенсификацию сушки торфа и его переработку в торфяной кокс. Накопленный опыт позволил довольно четко выделить теоретические и практические аспекты добычи торфа. В XVIII в. в России в основном добывали резной торф. Учитывая наличие илистых болот, где добыча резного торфа была затруднена, Берг-коллегия рекомендовала производить формованный торф. Для этого торф размешивали водой и полученную торфяную массу закладывали в деревянные формы, вмещавшие несколько кирпичей.

Бурный рост промышленности, вызванный разделением труда на стадии развития мануфактурного производства, а затем использованием паровых машин, вызвал повсеместный спрос на топливо. Торф, залегающий вблизи промышленных центров, привлекал всеобщее внимание. 

В начале XIX в. стали важны экономические аспекты получения торфа: способы добычи, используемые машины и орудия труда, различные технологические приемы. Большой практический опыт, накопленный в разных губерниях России, показал возможность полной замены дров торфом на кирпичных, винокуренных, сахарных, фаянсовых и стекольных заводах, при отоплении различных производственных и жилых помещений, основных и вспомогательных производств текстильных мануфактур, оранжерей и т. п.

Для правильного ведения процесса торфодобывания нужны были специально подготовленные работники. Во многих помещичьих усадьбах возникли своеобразные школы, где крестьяне проходили курс практического обучения по добыче торфа. Одной из наиболее крупных была школа тверского помещика А.И. Коренева, открытая в июле 1826 г. Она стала центром профессионального обучения практике торфяного дела.

В 40-х гг. XIX века проявляется интерес к сельскохозяйственному использованию торфяных болот. В России начинаются мелиоративные работы на довольно больших по тому времени площадях (до 300 га) под руководством выпускников Горы-Горецкого института - первых русских торфмейстеров.

Рост промышленного производства с использованием паровых машин в еще большей степени увеличил спрос на топливо. Многие московские фабрики и заводы стали заниматься добычей торфа и его использованием. Торфом в том числе отапливали аудитории Московского университета, канцелярию военного губернатора, казармы и бани. Спрос на торф как на фабрично-заводское топливо побудил специалистов торфяного дела к поискам новых технологических и конструктивных решений. Московским предпринимателем И.Ф. Гофманом, занимавшимся добычей торфа, в 1843 г. была изобретена первая русская торфяная машина, которая прошла испытания на подмосковном торфяном месторождении Горелое. Полученный на машине формованный торф И.Ф. Гофман назвал торфолейном. Торфолейн - высокосортное топливо - использовали на многих фабриках и заводах, а также в частных домах.

С начала второго пятидесятилетия XIX в. операция перемешивания торфа, повышающая его качество, становится основной в технологическом процессе торфодобывания. Однако осуществлялась она не с помощью машин, а рабочими, которые месили торф в ямах ногами. Дешевизна рабочей силы заставила фабрикантов и подрядчиков применять этот способ в течение 50 - 70-х годов прошлого века. Получаемый таким образом торф назывался рамочно-формованным. 

В середине XIX в. изобретателями были предложены торфяные машины различных конструкций, например торфорезательная машина Бржозовского, которую использовали на прибалтийских торфоразработках. В начале 50-х гг. XIX в. в Финляндии стали использовать кадочные торфосмесительные машины, работающие по принципу, предложенному И.Ф. Гофманом. Кадушечные торфосмешивающие машины (кадушки), разработанные русскими изобретателями и конструкторами, широко использовались на торфоразработках вплоть до 20-х гг. XX в.
Середина XIX в. характеризуется многочисленными попытками внедрения различных орудий и машин для добычи торфа. В это время предпринимаются попытки механизации наливного способа добычи торфа - прообраза гидроторфа.

С широким развитием железнодорожного строительства появился интерес к возможности использования торфа в качестве топлива для паровых машин и паровозов. Тогда же были проведены успешные опыты по сжиганию торфа в паровозах.

Конец XIX и начало XX столетия характеризуются ростом добычи торфа в центральном фабрично-заводском районе России. На торфопредприятиях России в 1900 г. работало 1300 торфяных прессов. Продолжительность сезона добычи составляла в среднем 60 дней. Используемые машины для переработки и формования торфяной массы были основаны на одних и тех же принципах и существенно не отличались друг от друга. Торфоперерабатывающие машины повсеместно стали называть прессами.

Несмотря на отдельные попытки механизировать добычу торфа, в целом данную отрасль классифицировали как ремесленную промышленность. Техническая вооруженность торфяных разработок в 1917 г. была на низком уровне.

В начале XX века передовые русские инженеры вынашивали идею использования торфяных месторождений для обеспечения топливом электростанций. За осуществление этой идеи энергично и творчески взялся талантливый русский инженер Р.Э. Классон. Под его руководством и при личном участии проводились все изыскательские, проектные и строительные работы по освоению торфяных месторождений и строительству электростанции «Электропередача». Эта электростанция была своеобразным прообразом территориально-промышленного комплекса. Весь цикл работ по ее строительству и пуску был завершен за 12 месяцев, и 7 мая 1913 г. торфоразработки начали давать первые тонны промышленного торфа. Эта дата (7 мая 1913 года) вошла в историю как рождение первого промышленного торфяного предприятия и начало создания торфяной индустрии России. 

Электростанция «Электропередача» - ныне ГРЭС № З им. Классона - явилась яркой вехой в развитии теплоэнергетики России. Первый опыт применения местного топлива - торфа - впоследствии был широко использован многими организациями как в России, так и за рубежом. По образцу электростанции «Электропередача» в суровую зиму 1919 г. начинается строительство первенца плана ГОЭЛРО - Шатурской электростанции.

Применяемое в начале 20-х годов XX века технологическое оборудование для добычи торфа не могло обеспечить потребности народного хозяйства, поэтому первым основным направлением работы Института торфа явилась механизация гидравлического способа добычи торфа. Институтом был разработан комплекс основного технологического оборудования гидроторфа - гидромонитор, торфосос, растиратель, торфонасос и др. В 1950 г. способом гидроторф было добыто 9,7 млн. т торфа. Этот способ добычи применялся в промышленности свыше сорока лет. Работы Всесоюзного (с начала 1990-х годов - Всероссийского) научно-исследовательского института торфяной промышленности (ВНИИТП) позволили промышленности освоить гидроторф - одно из первых советских изобретений (патентная грамота № 13 от 23 октября 1917 г.).

Первые попытки механизировать экскавацию торфа-сырца в России отмечена в 1920-30-х г.г. Использование канатного транспортера на гусеничном ходу по конструкции Инсторфа позволило механизировать эту одну из трудоемких операций.

В конце 1930-х гг. возникла острая необходимость в разработке способа добычи торфа, обеспечивающего повышение производительности труда на добычных операциях, увеличение выпуска продукции с единицы площади. Таким стал фрезерный способ добычи торфа, созданный советскими специалистами в 1927-1929 г.г. Начало промышленного освоения фрезерного способа добычи торфа характеризовалось значительным числом ручных операций. Только фрезеровали бороной «зиг-заг», работающей в комплексе с трактором Фордзон-Путиловец (ФП). Основным орудием производства были тачанки, лопаты, корзины и движки. Несмотря на значительную долю ручных операций, этот способ отличался от кускового меньшими себестоимостью и трудоемкостью, что определило значительные темпы его развития.

На основе опыта исследовательских и конструкторских работ, начатых в 1931 г., Инсторфом была разработана серия прицепных к трактору ФП фрезерных барабанов типа КФ, затем ФДИ и ФД. Разработанный инженером А.В. Брянцевым в 1951 г. сдвоенный штифтовый фрезерный барабан СБШ-1 позволил ВНИИТП в начале 1970-х гг. на его базе разработать целую серию фрезерных барабанов типов УФБ и БФ. Затем Инсторфом были созданы и проверены в производственных условиях машины УМПФ (МТФ), предназначенные для комплексной механизации уборки. 

В 1957 г. Калининский филиал ВНИИТП начал работы по созданию нового поколения машин для послойно-щелевого способа добычи кускового торфа в агрегате с гусеничными тракторами МТК-12, МТК-32. Многолетняя эксплуатация машин в самых различных районах страны показала их работоспособность, надежность и возможность получения хорошего коммунально-бытового топлива.

 

См. также: Изучение торфяных месторождений (исторический очерк)

 

(C) 2005 ТКМ РТМ >>>

Наш адрес: 170023 г. Тверь, ул. Академическая, 12, к. 205, 207.

Тел.: +7(4822)44-93-79. E-mail: peatpro@gmail.com



Hosted by uCoz